Turbo Pascal Лекция 3 – Структура программы на языке Turbo pascal 7.0


Структура программы на языке Turbo pascal 7.0

В первом разделе программы программист сообщает компилятору, которыми идентификаторами он обозначает данные (константы, переменные), а также устанавливает собственные типы данных, которые в дальнейшем он надеется использовать в программе.При этом необходимо следить, чтобы имена переменных, констант, названия типов не повторялись для различных данных.

Рассмотрим более подробно все подразделения, которые могут использоваться в программе.

Program — это название программы, указывает ее имя.Для Turbo Pascal 6.0 и более новых версий это подразделение указывать необязательно, хотя рекомендуется указывать заголовок программы, чтобы уже при первом знакомстве с ее текстом можно было получить информацию о его назначении.

Нужно отметить, что заголовок программы, следует, по слову PROGRAM является идентификатором и обладает всеми его свойствами.Кроме этого, заголовок программы обязательно должен начинаться с латинской буквы, а далее могут находиться символы, допустимые для алфавита Turbo Pascal.

Uses — это подразделение указывает названия модулей и библиотек, нужно подключить к программе.Понятие «модуль», «библиотека», «блок» составляют основу терминологии программирования на Pascal.Модуль представляет собой замкнутый блок, имеющий свое имя я, компилируется отдельно и подключается к вашей программы, как бы «черный ящик» с набором определенных (описанных в нем) процедур, функций, типов данных, констант и т.д.Библиотека представляет собой набор таких модулей. Если модули в программе не нужно использовать (не используется процедуры, функции и т.д., описанные в модуле), то это подразделение не указываем.

Читать  Turbo Pascal Лекция 2 – Стандартные типы данных

Нужно отметить, что оператор USES может использоваться в программе только один раз, при этом у него есть четко определенное место (он находится впереди всех операторов и подразделений (кроме заголовка и директив компилятора)).

Label — подразделение, в котором указывается список меток, используемых в программе.Если меток в программе нет, то подразделение LABEL не указываем.

Считается неофициальным правилом: не использовать в Pascal-программе меток, поскольку это противоречит принципам программирования в Pascal. Если в программе использовано метки, то такая программа считается написанной очень безграмотно.

Const — подразделение описания констант.Если в программе будут применяться константы, то их имена и значения (после знака равенства) вводят в разделе Const В других случаях это подразделение не указывается.Следует отметить, что стандартные константы, принятые в Pascal, не нужно описывать в данном разделе.

Type — подразделение описания пользовательских типов данных.В этом разделе преимущественно указывают сложные и нестандартные типы данных. Если такие типы в программе не используют, то данное подразделение не указывается.

Var — подразделение описания всех переменных, используемых в программе.Нужно отметить, что все переменные, используемые в программе, обязательно должны быть описаны в разделе var.Это единственное подразделение раздела описаний и согласований, который обязательно должен быть представлен в каждой Pascal-программе.

Раздел текстов процедур и функций указывается только в случае, если в программе используются нестандартные процедуры и функции, созданные самим пользователем (если они не описаны в одном из модулей указанных в разделе USES).Нужно отметить, что процедуры и функции — это специальным образом оформленные последовательности команд (в виде подпрограммы). Доступ к этой подпрограммы может осуществляться с любого места основной программы, а также с любой процедуры и функции, описанные ниже по тексту программы. Более подробно об использовании процедур и функций будет описано далее.

Читать  Turbo Pascal Лекция 8 – Графический режим, Коды ошибок компиляции

Третий раздел программы — это раздел основного блока программы. В этом разделе находится основной текст программы. Начинается этот раздел словом begin и заканчивается словом end, после которого следует точка.

 

Правила написания Pascal-программ

  1. Основной текст любой программы начинается служебным словом begin и заканчивается словом end, после чего следует точка.Без точки программа считается законченной. И наоборот, если в программе находится точка, то все команды, следующие за ней игнорируются (поскольку программа завершена).
  2. В конце каждой команды ставится точка с запятой ( «;») — символ, разделяющий команды между собой.
  3. После команды, которая находится перед end, точку с запятой ( «;») желательно не устанавливать, поскольку будет считаться, что перед end еще один пустой оператор.
  4. Команды в Pascal можно записывать в одну строку, хотя для облегчения читабельности программы желательно каждую команду указывать с новой строки.
  5. Если пользователь желает поместить в текст программы комментарии, то их необходимо указывать в фигурных скобках (вместо фигурных скобок можно указывать альтернативный набор символов — «(*, ,, *)»).
  6. При указании в программе выражений, содержащих любые скобки нужно памяти закладку, что количество закрытых и открытых скобок должна быть одинаковой.
  7. Если нужно использовать несколько операторов в качестве одного составного оператора, то их следует взять в операторные скобки, начинающиеся словом begin и заканчиваются end.При этом количество слов begin в программе должна совпадать с количеством слов end.
  8. Все переменные, константы и типы данных, используемых в программе, должны быть описаны в разделах const, type и var.
Читать  Turbo Pascal Лекция 6 – Подпрограммы, Процедуры, Строки

 

Необязательно (или «Правила хорошего тона»)

  1. После команды begin все последующие команды, вплоть до соответствующего ему end, желательно записывать с отступом (например, на величину слова begin).
  2. Названия всех команд желательно записывать строчными буквами, а переменные — большими.

 

Операторы

 

Операторы — это команды программы.Ниже приводятся основные операторы, с помощью которых можно создавать првсти программы.

оператор Общий вид описание примеры
= Присвоили ния Идентификатор = выражение Присваивает переменной конкретное значение, заполняя ячейку памяти, отведенную для переменной, новым значением, видночас уничтожая старое А = 2

X = В + 2 — Z

Name = «Федор»

Read

Введение (считывание) данных с клавиатуры

Read (a 1, a 2, …, а n), где а 1, а 2, …, а n -переменного указанных типов, которым присваиваются значения, вводимые Программа останавливается и ждет вве дения необходимого количества данных.Числа при вводе разделяются пробелами или нажатием клавиши <Enter>.

Введение заканчивается нажатием клавиши <Enter>

Read (Name) Read (А, В, В, Z)
Readln После ввода значений а 1, а 2, …, а n курсор переводится на следующую строку
Write

Вывод (запись) данных на монитор

Write (a 1, a 2, …, а n),

где а 1, а 2, …, а n -константы или переменные указанных типов

Вывод указанных данных (чисел, переменных, текста, ограничено апострофами) выполняется с позиции курсора Write

( ‘Ответ’, 2)

Ответ 2 Write ( ‘Привет, «, Name,’!’) Привет, Федор!

Writeln После вывода значений а 1, а 2, …, а n курсор переводится на следующую строку

 

Замечания. После каждого оператора в программе ставится символ «; »(Точка с запятой).В конце программы относится ». »(Точка).

[Всего голосов: 3    Средний: 5/5]