СТАРТ В LAZARUS программирования Pascal


СТАРТ В LAZARUS

Изучение основ алгоритмизации и программирования является важной составляющей школьного курса информатики, позволяет раскрыть интеллектуальный потенциал учащихся. По новой программе на овладение тем содержательной линии «Моделирование, алгоритмизация и программирование» должно уделяться не менее 40% учебного времени в 5-8 классах и не менее 30% в 9 классе.

В большинстве действующих учебников по информатике разных авторов предлагается язык программирования Pascal и среда программирования Lazarus.

В помощь учителям и ученикам в освоении приемов работы в среде Lazarus был разработан сборник из 100 задач, которые охватывают все темы новой программы по алгоритмизации и программирования.

Задачи систематизированы по темам, в каждой теме они упорядочены по возрастанию сложности, предоставляет широкое поле для дифференциации учебного процесса. Ко всем задач предоставлено образцы оформления формы и тексты программ на языке Pascal. К большинству задач описаны алгоритмы работы над проектами.

Кроме того, в сборнике помещены описание среды Lazarus и приемы работы над проектами. В начале каждой темы содержится соответствующий справочный материал.

Ниже приведены некоторые образцы задач.

ПРОЕКТ №18.  «Сумма цифр».  Дано трехзначное натуральное число n.

Найти сумму всех цифр числа.

Процедура для кнопки «Вычислить»: procedure TForm1.Button1Click (…)

var n, a, b, c, ab, s: integer; begin

n = StrToInt (Edit1.Text); // 359

c = n mod 10, // 9

a = n div 100; // 3

ab = n div 10, // 35

Читать  Практическая работа №1 Тема: Создание простой Windows-программы

b = ab mod 10, // 5

s = a + b + c; // 17

Edit2.Text: = IntToStr (s) end;

ПРОЕКТ №20.  «Генератор-2».  Сгенерировать два числа: двухзначное a и

 

трехзначное b.Вывести на форму эти числа и их произведение.

Процедура для кнопки «Новые числа»: procedure TForm1.Button1Click (…)

var a, b, p: integer; begin

randomize;

a = random (90) +10; b = random (900) +100; p = a * b;

Edit1.Text: = IntToStr (a) Edit2.Text: = IntToStr (b) Edit3.Text: = IntToStr (p) end;

ПРОЕКТ №33. Решить квадратное уравнение ax 2 + bx + c = 0.

Процедура для кнопки «Ок»: procedure TForm1.Button1Click (…)

var a, b, c, d, x1, x2: real; begin a = StrToFloat (Edit1.Text); b = StrToFloat (Edit2.Text); c = StrToFloat (Edit3.Text); d = b * b-4 * a * c;

Edit4.Text: = FormatFloat ( ‘0.00’, d) if d <0

then begin

Edit5.Text: = ‘Нет корней’; Edit6.Text: = »; Edit7.Text: = »; end

else begin

Edit5.Text: = ‘Есть корни’; x1 = (- b-sqrt (d)) / (2 * a)

x2 = (- b + sqrt (d)) / (2 * a) Edit6.Text: = FormatFloat ( ‘0.00’, x1) Edit7.Text: = FormatFloat ( ‘0.00’, x2)

end;

end;

Проект №43. «Секундомер-2». Увеличивать число от нуля на 0,1 через каждый 0,1 секунды до десяти и выводить его в поле Edit.

Процедура для кнопки «Пуск» procedure TForm1.Button1Click (…)

var t: real; begin

t = 0;

while t <= 10 do begin

Edit1.Text: = FormatFloat ( ‘0.0’, t) Application.ProcessMessages; sleep (100);               // 100 мс = 0.1 с t = t + 0.1;

end; end;

Проект №45. «НОД». Вычислить наибольший общий делитель двух натуральных чисел (Алгоритм Евклида: Пока числа не равны между собой больше из них заменяет их разницей).

Читать  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6 – Использование кнопок и их свойства

Процедура для кнопки «Вычислить»: procedure TForm1.Button1Click (…)

var m, n: integer; begin

m = StrToInt (Edit1.Text); n = StrToInt (Edit2.Text); while m <> n do

if m> n

then m = mn else n = nm;

Edit3.Text: = IntToStr (m) end;

Проект №47.              «Последовательность факториалов».              Вывести на форму

последовательность факториалов натуральных чисел от 1 до n.

Процедура для кнопки «Ок»: procedure TForm1.Button1Click (…)

var n, i, f: integer; begin n = StrToInt (Edit1.Text); f = 1;

for i: = 1 to n do begin f = f * i;

ListBox1.Items.Add (IntToStr (f)) end;

end;

Проект №97. «Звездное небо». Создать изображения в соответствии образца.

Процедура открытия формы: procedure TForm1.FormCreate (…)

var x, y, i: integer; begin

Image1.Canvas.Brush.Color = clBlue; Image1.Canvas.Rectangle (0,0,630,430) Image1.Canvas.Brush.Color = clWhite; Image1.Canvas.Pen.Color = clWhite; Image1.Canvas.Pen.Width: = 3; randomize;

for i: = 1 to 100 do begin x = Random (630) y = Random (430)

Image1.Canvas.Ellipse (x, y, x + 3, y + 3); end;

end;

Разработан сборник можно использовать как при объяснении нового материала, новых подходов к работе над проектами, так и для самостоятельной работы учащихся или коллективных поисков решения поставленных задач. Электронный вариант сборника дает возможность демонстрировать и анализировать отдельные проекты во время занятий на экране мультимедийного проектора или по локальной сети, а также, при необходимости, использовать его для дистанционного образования.

Список использованных источников

1. Информатика: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. закл. / А. А. Бондаренко, В. В. Ластовецкий, А. П. Пилипчук, Е. А. Шестопалов. — М .: Изд-во «Ранок», 2016. — 256 с.

Читать  Практическая работа №10 "Программирование циклических вычислений"

2. Информатика: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. закл. / А. А. Бондаренко, В. В. Ластовецкий, А. П. Пилипчук, Е. А. Шестопалов. — М .: Изд-во «Ранок», 2016. — 256 с.

3. Информатика: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. закл. / В. Морзе, О. В. Барна, В. П. Вембер. — М.: УОВЦ «Орион», 2016. — 240 с.

4. Информатика: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. закл. / В. Морзе, О. В. Барна, В. П. Вембер. — М.: УОВЦ «Орион», 2017. — 208 с.

5. Чеснокова А.В., Кучер Т.В. Самоучитель по программированию на Free Pascal и Lazarus.

— Донецк .: ДонНТУ, Технопарк ДонНТУ Унитех, 2011. — 503 с.

 

[Всего голосов: 4    Средний: 5/5]