ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
Тема: Работа с компонентами Button и BitBtn.Изменение свойств объектов во время выполнения программы.
Цель: Практически закрепить знания и умения использования основных составляющих среды Delphi, формы, компонентов Button и BitBtn и свойств объектов.
Ход работы:
-
Создать в своей папке в папке MyPrograms_Delphi папку ПР№2, а в ней папки Zavdan1, Zavdan2, Zavdan3, в которых в дальнейшем будут храниться созданные проекты.
Задание 1. Создать проект, который реализует простой диалог. Суть проекта заключается в том, что при нажатии пользователем любой командной кнопки в окне возникает текст, в котором используется информация, введенная предварительно пользователем.
-
Выполнить команду: меню File — New
— Application.
-
Создать форму:
-
Разместить на форме компонентов.
-
В окне Инспектора объектов определить значения указанных в таблице свойств формы: (Примечание 1.Чтобы разместить на форме компонент,
надо выбрать его в палитре компонентов, а затем на
форме указателем мыши обвести диапазон для компонента. Далее меняем свойства компонента с помощью Инспектора объектов.
- Метка — Label
— для вывода в окне текстов и результатов. В окне Инспектора объектов в поле Caption вводим текст.
- Командная кнопку —
— с ее нажатием связываем процесс обработки информации и вывода результатов. В окне Инспектора объектов в поле Caption введите текст.
- Компонент Edit —
строка ввода информации пользователем при выполнении программы. Начальное значение должно иметь свойство text — пусто.
- Компонент Image —
рисунок. Обладает свойствами: Proportional — определяет, уменьшать рисунок пропорционально выделенной области (логические константы True — да, False — нет), Visible — включить видимость или нет (логические константы True — да, False — нет).
- Компонент Panel —
панель, выделенная область на форме. На ней можно разместить другие компоненты. Используем ее свойство Color — цвет выделенной области. )меню Proiect — Build_ NameProject.
3.
Пример создания проекта Задание 1
Создать проект, который реализует простой диалог ПК с человеком. Событие состоит в том, что при нажатии пользователем любой клавиши в окне возникает текст, в котором используется информация, введенная предварительно пользователем.
На рисунке приведена форма, дерево объектов и код процедур обработки событий — нажатие кнопок. Также приведены окна программы.
(Примечание 2)
Создание обработчиков событий
- Чтобы запрограммировать какое-то событие, что будет осуществляться при нажатии кнопки, выполните двойной клик по кнопке на форме.
- В окне Кода программы возникнет шаблон процедуры обработки события.
Написание кода обработчиков событий:
- Между словами begin … end вставьте команды обработки информации и вывода результата в окне программы.
- Чтобы данные, введенные пользователем в окне, стали доступны для обработки, используем команду «Вычислить и присвоить». Ее формат: <КУДА> = <ЧТО, ОТКУДА И КАК>. Параметр <ОТКУДА И КАК> определяет, откуда взять данные и действия с ними выполнить, а параметр <КУДА> определяет, куда поместить результат. Например:
- Label2.Сaption = ‘Добрый день! «; — текст поместить в окне как новое значение свойства Сaption надписи Label2;
- S = Edit1.text; — информация, введенная пользователем в строку ввода Edit1 будет направлена в ОП в ячейку для значений переменной S.
- Image3.Visible = true; — рисунок Image3 сделать видимым.
3) Label2.caption = Edit1.text + «, поздравляю!»; — в текст, введенному пользователем в строку Edit1, добавить текст поздравляю и результат вывести в окне, как новое значение метки Label2. )
(Примечание 3)
-
Сохранение проекта:
1) Сохранить проект (меню File — SaveProject As). Delphi предложит сохранить модуль, затем файлы проекта. Имена модуля и проекта должны быть разные и содержать только латинские буквы. Можно выбирать (меню File — SaveProject All).
задание 2
Создать проект в котором в окне программы формируется упрощенный образец электронного студенческого билета. При нажатии кнопки ЮНАК, должно появляться изображение юноши, при нажатии кнопки ДЕВУШКА — изображение девушки.
Структура формы описана в окне дерева объектов.
-
Компоненты (вкладка Standard в палитре инструментов) Panel1, BitBtn1, BitBtn2 расположены на самой форме.
-
Далее на панели Panel1 располагаем компонент Image1 (вкладка Additional в палитре инструментов).
-
В окне Инспектора объектов выбираем свойство PICTURE и
рядом со словом None нажимаем кнопку.
-
В диалоговом окне определяем адрес папки с коллекцией рисунков, например C: \ Program Files \ Microsoft Office \ Clipard. Выбираем один из рисунков, содержащий изображение юноши.
-
Для того, чтобы вся картинка помещалась в определенном месте пропорционально сжимаясь, для свойства STRECH определяем значение TRUE. Также свойство VISIBLE (видимость) определяем значение FALSE (FALSE (нет) —
выключить видимость, TRUE (да) — включить).
-
Повторить пункты 2-5 еще раз и поверх первой картинки поместить вторую картинку с изображением девушки.
-
Компоненты Edit1, Edit2, Label1, label2, label3, label4, label5 (вкладка Standard в палитре инструментов) также располагаем на панели.
-
Размер и расположение компонентов можно определить путем перетаскивания компонента на форме, или определить их в окне Инспектора объектов:
Left
Top
Height
Width
Caption
Text
Form1
192
107
225
433
Студент .. билет
Panel1
8
8
177
321
BitBtn1
336
96
25
81
юноша
BitBtn2
336
136
25
81
девушка
Image1
16
48
105
89
Image2
16
48
105
89
Edit1
128
40
21
177
пробелы
Edit2
128
88
21
105
пробелы
Label1
120
136
13
171
директор КТГГ
Label2
20
8
16
267
Киевский техникум ГГ
Label3
136
64
13
102
Фамилия и инициалы
Label4
136
112
13
29
группа
-
Сделать запуск программы. При нажатии кнопок юноши и девушки ничего не происходит. Закрыть окно приложения и вернуться в окно формы.
-
Чтобы при нажатии кнопки ЮНАК происходило вывода соответствующего изображения, дважды щелкните по кнопке. В проект при этом добавилась процедура обработки события, в окне кода программы между словами BEGIN ….END вставка текста
Image1.Visible = True;
Image2.Visible = False; Beep; — изображение юноши сделать видимым, а изображение девушки
— невидимым;
-
Для кнопки ДЕВУШКА в процедуре обработки события введем текст: Image1.Visible = False;
Image2.Visible = True; Beep;
-
Запустить программы. Попробовать нажимать разные кнопки.
-
Сохраните созданный проект: в папке Zavdan2 (модуль и проект должны иметь разные имена).
Задание 3 Создать проект, в котором в окне программы формируется приведено на рисунке изображения.При нажатии определенной кнопки,
должно появляться изображение соответствующего зверя.
Домашнее задание
-
Создать проект, в котором при нажатии кнопки «Это я» выводилось Ваше фото, а при нажатии кнопки «Это мой друг» выводилось фото друга.
-
Добавить элементы и свойства на свой вкус.
контрольные вопросы
-
Назовите основные объекты Палитры компонентов и укажите их назначение.
-
В чем отличие компонентов Button и BitBtn?
-
Как создать обработчик событий?
-
Событие будет осуществляться при обработке кода Label2.Caption: = ‘Привет!’;?
-
Какое значение получит переменная S :, если S = Edit1.Text;.?
-
Событие будет осуществляться при обработке кода Image3.Visible = true ;?
-
Событие будет осуществляться при обработке кода Label2.Caption = Edit1.text + «, поздравляю!»?