Практическая работа №1 – Работа в среде Delphi | Свойства компонента Label


Цель: Практически закрепить, усовершенствовать и проверить знания и умения использования основных составляющих среды Delphi, усвоить приемы открытия, редактирования, компиляции и сохранения проектов.

Ход работы:

  1. Создать в своей папке папку MyPrograms_Delphi.
  2. Скачать среду Delphi. Просмотреть окна, которые образуют среду Delphi. Попробуйте перемещать окна, сворачивать, восстанавливать.
  3. Создать Новый проект1 (меню File — New — Application):на форме разместить компоненты:
    • метка Label1;
    • кнопки Button1, BitBtn1.
       

      объект

      Название свойства (Properties)  

      значение

       

      назначение

      Form1 Caption Приветствие друга Текст заголовка формы
      Label1 Пустая метка
      Button1 Caption поздравления кнопка
      Button1 Font полужирный шрифт
      BitBtn1 Caption & Выход кнопка с

      изображением

  4. На этапе проектирования окно формы имеет вид:
  5. Изменить свойства (Properties) объектов (формы и кнопок) в Инспекторе объектов.
  6. После изменения свойств окно формы будет выглядеть:
  7. Перейти в окно Редактора кода (двойной клик по кнопке«Приветствие») и пишем кодпрограммы, в которой используем свойства для метки:
    • Font — характеристики шрифта
    • Caption — текст, которой отображается в метке для формы:
    • Color — изменение цвета формы

    procedure TForm1.Button1Click (Sender: TObject);
    begin
    label1.Caption: = »;
    label1.Font.Name = «Tahoma ‘; // изменение названия шрифта
    label1.Font.Size = 18; // изменение размера шрифта
    label1.Font.Style = [fsBold]; // изменение начертания шрифта (полужирный)
    form1.Color = clRed; // изменение цвета формы label1.Caption: = ‘Привет, Amigo! «;
    end;

  8. Запустить проект на выполнение — и нажать кнопки по очереди.
  9. Сохранить проект в Вашей папке с именем Progr1 (меню File — Save Project As сохранения всех файлов текущего проекта). Delphi сначала предложит сохранить модуль и определить его имя. Затем появится второе окно, в котором необходимо ввести имя файла проекта. Имена модуля и проекта должны быть разные.
  10. Создать Новый проект2, реализующей такие действия
    1. Появление окна по приведенным образцом;
    2. После нажатия кнопки «Начать форматирование» обеспечить появление сообщения

    «Расслабьтесь! Это была шутка! ».

Сохранить проект в Вашей папке с именем Progr2 (меню File — Save Project As).Алгоритм создания проекта:

Разработка программы в среде Delphi состоит из следующих этапов:

  1. Создание формы (окна будущей программы);
  2. Расстановка элементов интерфейса на форме;
  3. Создание обработчиков событий;
  4. Написание кода обработчиков событий.

Создание формы:

  1. Попробуйте изменить размер формы перетаскиванием границы показателем мыши.
  2. В окне Инспектора объектов определите значения указанных в таблице свойств формы:
  3. Запустить проект на выполнение — — кнопка в панели инструментов. При этом выполнение проекта содержит только одно событие — появление опасного окна программы, идентичное описанной форме. Форма была пуста, поэтому и окно, появится при выполнении проекта — пустое.
  4. Закрыв окно проекта, получим снова изображения формы и кода программы.

Размещение на форме компонентов:

Чтобы разместить на форме текст, надо выбрать в палитре компонентов компонент Label — метка, а затем на форме показателем мыши обвести диапазон для метки.

Обратите внимание на окно Инспектора объектов.В нем сейчас определенные свойства активного компонента — метки Label1.В поле Caption введите текст «На

системном диске — ВИРУС! ». Что изменилось в форме при этом?

  1. В окне Инспектора объектов щелкнуть по свойству Font. Рядом в области значение этого свойства щелкнув по кнопке , Получим диалоговое окно, в котором можно определить формат текста (размер — 12, цвет — красный).
  2. Аналогично разместить на форме еще одну метку Label2 с текстом «ВИРУС уничтожить невозможно! Форматировать диск? ».
  3. 5. Разместить на форме новый компонент — кнопку — Button). В окне Инспектора объектов в поле Caption введите текст «Начать форматирование».
  4. Разместить под кнопкой еще один компонент — метку Label3. Но текст в метке определять не надо. Это должно происходить программным путем.
  5. Запустить проект на выполнение — . В окне программы нажатия кнопки не вызывает никаких изменений, то есть событий. Закройте окно программы, чтобы продолжить работу с проектом.

Создание обработчиков событий:

  1. Чтобы запрограммировать какое-то событие, что будет осуществляться при нажатии кнопки, выполните двойной клик по кнопке на форме.
  2. 2. В окне кода программы возникнет шаблон процедуры обработки события.
  3. Написать код обработчика событий:
    • Между словами begin … end вставьте текст label3.Caption: = ‘Расслабьтесь. Это была шутка! «; Эта команда определяет изменение значения свойства Caption компонента Label3 программным путем после события — клик мышкой по кнопке.
  4. Запустить проект на выполнение — . Попробовать в окне программы нажать кнопку. Если при этом возникает запланирован текст, то работа над проектом завершена.
  5. Сохранить проект (меню File — Save).

Задания:

Создать проект, в котором происходит диалог в приведенном окне. Результатом нажатия определенных клавиш должны происходить события:

вариант 1

После нажатия клавиши «да» должно появиться сообщение «Я с тобой дружу!», Клавиша «нет» — сообщение «Я с тобой не дружу!».

вариант 2

после нажатия

любой клавиши

должно появиться

сообщение «У меня лишнего слона. Купи! ».

вариант 3

После нажатия любой клавиши должно появиться сообщение «Но это уже слишком!».

вариант 4

После нажатия клавиши «Повар», должно появиться сообщение «Он не голоден!», После нажатия клавиши «Пьеро», должно появиться

сообщение «Он невеселый», после нажатия клавиши «Студент», должно появиться сообщение «Да, он всегда голодный, но веселый!».

Домашнее задание

  1. Создать форму с объектами. При нажатии кнопки«Это я» выводилось Ваша фамилия.
  2. Добавить элементы и свойства на свой вкус.

контрольные вопросы

Назовите основные окна, которые появляются после запуска среды Delphi?

  1. Из чего состоит Главное окно Delphi?
  2. Что такое Инспектор объектов?
  3. Расскажите об окне Обозревателя дерева объектов и окно формы.
  4. Что такое проект?
  5. С объектам составляется проект?
  6. Объекты (компоненты) использовались в работе?
  7. Какие свойства объектов использовались?
  8. Как перейти в окно программного кода?
[Всего голосов: 4    Средний: 5/5]

Читать  Практическая работа №6 – Создание программ с одно- альтернативным разветвлением