Понятие о языке программирования Turbo Pascal, главное окно Turbo


Тема. Язык программирования Pascal.

 1. Понятие о языке программирования Turbo Pascal. главное окно Turbo

Язык программирования Паскаль была создана швейцарским ученым Никлаус Виртом в 1968 году. Названа называемая в честь выдающегося французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662). Язык Паскаль пригодна для создания больших прикладных систем.

Для персональных компьютеров фирмой Borland (США) в 1985 году создана среда программирования Turbo Pascal.

Для запуска среды Turbo Pascal нужно перейти в каталог программы и запустить на выполнение файл turbo.exe или tpw.exe (в зависимости от версии) или воспользоваться ярлыком на рабочем столе.

После загрузки появляется главное окно Turbo Pascal, состоящее из главного меню и окна редактора программ. Главное меню содержит следующие пункты:

1. Файл — содержит команды для работы с файлом программы

2. Действия — содержит команды для работы с буфером обмена

3. Поиск — содержит команды поиска фрагментов в тексте программы

4. Запуск программы — содержит команды для запуска и отладки программы

5. Компиляция — содержит команды для преобразования программы в автономный exe-файл.

6. Настройка — содержит команды для настройки среды программирования

7. Управление окнами — содержит команды управления окнами

8. Справка — получение справки по языку программирования и среде программирования

Для создания новой программы необходимо выполнить команду ФайлСоздать новый.Для запуска программы необходимо выполнить Выполнитьзапустить программу.

Читать  Алгоритмы и программы по разветвлениями

В общем случае программа представляет собой последовательность строк, содержащих команды. В конце каждой строки ставится точка с запятой (кроме некоторых случаев). Набор допустимых команд ограничен. Каждый язык программирования имеет свой набор команд и правил их записи. Для успешной сдачи программ необходимо изучить этот набор команд и правил.

2. Структура программы на языке Turbo Pascal.

 Программа на языке PASCAL состоит из трех основных частей: заголовка, описательной части и исполнительной части.

Заголовок содержит служебную слово program и имя программы.

Описательная часть содержит описание разделов объектов, с которыми будет работать программа. К таким разделов относятся: внешние модули, константы, переменные, метки, массивы, процедуры, функции, файлы, множества. Для обозначения таких разделов используют такие зарезервированные слова на языке Паскаль:

1. uses — описание внешних модулей

2. label — описание меток

3. const — описание констант

4. type — описание типов переменных

5. var — описание переменных

6. procedure — описание процедур

7. function — описание функций

Не все перечисленные разделы обязательно должны присутствовать в программе, это зависит от поставленной задачи.

Исполнительная часть программы начинается служебным словом begin (начало) и заканчивается ключевым словом end (конец), после которого ставится точка. Между begin и end записывается основной текст программы, состоящий из команд (операторов), разделенных точкой с запятой «;». Для удобства записи программы ее разбивают на строки.

Читать  Технология построения алгоритмов

Пример программы:

Program Pr; (заголовок программы) Var x, y, z: integer; (описательная часть) Begin (нач ок исполнительной части) Readln (x)

Y = x + 5; (исполнительная часть) Z = x * y;

Writeln (z)

End. (Окончание исполнительной части и программы)

Типы данных и их описания

При построении почти каждой программы используются переменные, которые в процессе выполнения программы приобретают значений. Описание переменных происходит в описательной части программы после зарезервированного слова var.

При создании программ чаще всего используют следующие типы данных:

1. Integer — целые числа в пределах от -32768 до 32767

2. Byte — целые числа в пределах от 0 до 255

3. Word — целые числа в пределах от 0 до 65535

4. Real — действительные числа в пределах от -2,9 * 10 39 до 1,7 * 10 38

5. Double — действительные числа в пределах от -5 * 10324 до 1,7 * 10308

6. Char — переменные, приобретают символьных значений (А = «Медицина»)

7. Boolean — логический тип данных, которые могут принимать два значения «Да» или

«Нет».

8. Array — массив данных — это набор однотипных компонентов.

4. арифметические функции

Язык Pascal имеет достаточно широкий набор математических функций, которые можно применять для решения различных задач. Чаще всего используют следующие:

 

функция назначение Тип
1 ABS (X) | X | Integer, real
2 ARCTAN (X) Arctg x Real
3 COS (X) Cos x Real
4 EXP (X) e x Real
5 LN (X) Ln x Real
6 RANDOM (X) Случайное число в диапазоне [0; X] Integer, real
6 SIN (X) Sin x Real
7 SQR (X) X 2 Integer, real
7 SQRT (X) X Real
8 EXP (Y * LN (X)) X y, Х> 0 Real
Читать  Тип дата-время в Паскаль

 

5. Операторы языка Pascal

Исполнительная часть программы на языке Pascal состоит из операторов. Каждый оператор используется для выполнения определенного действия. Рассмотрим операторы, которые чаще всего используются при построении простых программ.

 

5.1. оператор присвоение

Значения переменных изменяют с помощью оператора присваивания. Общий вид оператора присваивания таков:

 

<Переменная> = <выражение>

 

Пример использования оператора присваивания:

var

a, b, c, d: integer;

Тогда можно записать

а = 1; b = 2; с = 20; d = a + b * c;

После этого значение d равно 41.

 

5.2. Операторы ввода-вывода

Операторы ввода-вывода используются для ввода данных с клавиатуры или вывода данных на экран монитора.

Для вывода информации используют операторы Write () или Writeln ().Отличие заключается в том, что оператор Write выводит информацию и курсор остается в том же строке, а оператор Writeln выводит информацию и курсор переводится на следующую ленту.В скобках указывают «текст» (в кавычках) или список переменных через запятую, которые нужно вывести.Например:

write (A, В) — вывод значения А и В в одну ленту; writeln (А) — вывод значения А и переход на следующую строку; writeln (B) — вывод значения В и переход на следующую строку.

writeln ( ‘Уведитьдани’) — вывод текста и переход на следующую строку.Для ввода данных используют операторы Read () или Readln ().

Отличие аналогична предыдущим операторам.

Например:

Читать  Лекция Паскаль 3 – Атрибуты, переменные, присваивание и стандартные методы

read (A) — ввести значение переменной А;

read (A, B, C) — ввести через запятую в одной строке значения переменных (например 10,15,20)

readln (A, B, C) — ввести три значения переменных, нажимая после каждого клавишу Enter, то есть каждое значение вводится с новой строки.

 

Пример программы:

 

Program prog1; uses wincrt;

var

a, b, c: real; begin

writeln ( ‘Введите значения переменных А и В’); readln (a, b)

c = a * b;

writeln ( ‘Результат:’, c) end.

 

5.3. условный оператор

Общий вид условного оператора следующий:

if <логическое выражение> then <оператор> else <оператор>.

 Если значение логического выражения (условия) является «истинным», то выполняется оператор, стоящий после then, если значение логического выражения является «ложным», то выполняется оператор, стоящий после else.

Таким образом, в зависимости от результата логического выражения выполняется один из альтернативных операторов.

Примером, когда логическое выражение в операторе if имеет сложную структуру, может быть задача о том, можно ли построить треугольник из отрезков а, b, с:

 Program prog2; uses wincrt;

var

a, b, c: integer; begin

read (a, b, c)

if (a + b> c) and (a + c> b) and (b + c> a) then writeln ( ‘Треугольник построить можно’)

else

writeln ( ‘Треугольник построить нельзя’); end.

 «And» — значит логическую операцию «и», еще часто также используют операцию «or» — значит логическую операцию «Или».

Читать  Лекция Паскаль 9 – Стандартные графические процедуры, класс TCanvas

Условный оператор может и не иметь конструкции else, такая форма называется сокращенной:

if <логическое выражение> then <оператор>

 В случае такой конструкции условного оператора, если выражение является «истинным», то выполняется оператор, есть после then, а если выражение является «ложным», то никакие действия не выполняются.

Каждый из операторов, выполняется после then может быть составным, например.

Составной оператор используют тогда, когда после then или else нужно записать группу операторов, однако согласно синтаксисом здесь должен быть только один оператор.

Операторы, стоящих после then или else, сами могут быть условными, тогда имеем вложенную конструкцию условного оператора.

[Всего голосов: 3    Средний: 5/5]