ДИПЛОМНАЯ РАБОТА – Основные концепции визуального программирования в среде Delphi


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Основные концепции визуального программирования в среде Delphi.Объединение элементов управления.

 выполнила:

ученица группы № 9

По специальности: оператор ЭВМ

руководитель:

ВВЕДЕНИЕ

Глава

1.1. История развития среды Delphi 6

1.2. главное меню 8

1.2.3. главное окно 10

1.3. пиктографические кнопки 11

1.4. палитра компонентов 12

1.5. окно формы 15

1.6. окно дерева объектов 18

1.7. окно инспектора объектов 19

1.8. окно кода 22

1.9. структура проекта программы 24

РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ ВИЗУАЛЬНОГО ПРГРАМУВАННЯ.ОБЕДНАННЯ ЭЛЕМЕНТОВ управлений

2.1. Основные концепции визуального программирования в Delphi 27

2.2. свойства компонентов.28

2.3.Управление свойствами визуальных компонентов в режиме проектирования … 30

2.4. Управление свойствами визуальных компонентов в режиме выполнения программы 30

2.5. моделирование формы 32

РАЗДЕЛ III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. описание практической части 34

ВЫВОДЫ

Список литературы и литературы

ВВЕДЕНИЕ

 

 

На современном этапе развития компьютерных систем в мире развилась и распространилась большое количество языков программирования, которые предназначены для различных областей человеческой деятельности. Определяющим моментом при выборе языка программирования приложений в большинстве случаев является опыт в использовании того или иного языка.

Delphi — является средой разработки программ, которое использует много передовых идей и концепций, заложенных в графическом интерфейсе Windows.Как известно, среда разработки во многом определяет эффективность работы программиста. В среде программирования есть все необходимые инструменты для того, чтобы создавать полноценные программы. Писать, компилировать и тестировать программу — все это можно делать, не выходя из Delphi.

Простота, скорость и эффективность Delphi объясняют ее популярность. Delphi имеет один из самых быстрых компиляторов, который порождает, тем не менее, очень и очень неплохой объектный код. Есть и другие достоинства: простота вивченняObjectPascal; которые облегчают жизнь нововведения — вроде

вастивостей (> properties) программы, написанные Delphi, требуется поставлять дополнительными библиотеками (в отличие звьязкиC ++ / MFC). В самом деле, VCL предоставляет удобный, легко расширяемый объектно-ориентированный интерфейс к Windows, ни в коем случае полезно программисту опускаться в глубины Windows АПИ. Создателям оригинальных компонентов это делать часто, в отличие от «просто программистов». Как было сказано выше, модель программирования в Delphi -компонентна, что позволяет пользоваться компонентами, написанными другими разработчиками, не имея их исходного кода и уж тем более не изучая его. В Интернете огромное количество компонентов, значительная часть распространяется бесплатно. Применение компонентной модели приводит к тому, что довольно много вещей поведении объектов программировать не нужно вообще, и, затем с другими средах пошли бы недели, можно с часы и

даже минуты. Конечно, ObjectPascal накладывает определенные ограничения, но тем вещей, которым ее писали, Delphi подходит практически оптимально. С предложенных (но, разумеется, нестандартных) «улучшений», внесенихBorland вObjectPascal, хотелось бы выделить свойства (> properties) и перезагрузка процедур и функций (> overloading). Определенные неудобства при работе знизкоуривневимы функциями АПИ может вызвать то, что стандартным языком для АПИ все есть С, и именно нем пишутся все новые SoftwareDevelopmentKit (SDK) и заголовочные файлы к ним.

Согласно практической задачи мне необходимо использовать среда Delphi для создания программы «Кулинарные рецепты».

Глава И.ЗНАЙОМСТВО со средой DELPHI.

 

 

1.1. История развития среды Delphi.

 

 

Среда программирования Delphi была разработана компанией Borland в 1993 году. Название программного продукта происходит от названия давнььогрецького города Дельфи, что в Фокиде.

 

Delphi — это потомок Турбо Паскаля, который был выпущен для операционной системы Cp / m в 1983 году.Улютому1994 года Турбо Паскаль был перенесен на операционную систему MS-DOS. На раннем этапе развития компьютеров IBM PC, Турбо Паскаль был одним из наиболее популярных языков разработки программного обеспечения — главным образом потому, что это был вполне серьезный компилятор, который, включая компилятор, редактор и видгадчик. Среда имело возможность работать на машине с 64 Kb оперативной памяти.

 

Под Windows — Турбо Паскаль был перенесен фирмой Borland в 1990 году. А самая версия Borland Pascal 7.0 (что имеет теперь такое название), не считая Delphi, вышла в свет в 1992 году. Разработка Delphi началась в 1993 году. После проведения beta-тестирования Delphi показали на «Software Development ’95».Сначала на Delphi можно было программировать под MS Windows 3.1. Начиная с версии 2.0 на Delphi можно создавать программы под любую из 32-битных версий MS Windows.

 

В 2000 году была попытка создать вариант Delphi под операционную систему на базе ядра Linux, такая модификация Delphi называлась Kylix. Было выпущено 3 версии Kylix, однако эксперимент оказался неудачным и в 2003 году проект был заморожен.

2003 была создана модификация языка под платформу Microsoft.NET, получившая название Delphi.NET. Этот вариант языка последовательно развивается в версиях Delphi 8, 2005, 2006, 2007.

 

Частично Delphi поддерживается также в открытом проекте FreePascal, что потенциально позволяет создавать программы под большое количество платформ.

 

Рассмотрим теперь среда программирования Delphi.

1.2. Главное меню среды Delphi.

 

 

 

Главное меню Delphi расположен в верхней части рабочего окна среды и имеет вид.

 

 

 

В нем расположены главные настройки и действия, связанные как с проектом, так и с самим средой.

Рассмотрим некоторые компоненты меню:

 

File.

Остановимся сначала на пункте File. (См.Рис. 1).

 

Рис. 1

 

New … — создать новые элементы: на экране выводится перечень

элементов, которые можно создать.Это новая программа, новая форма, новый модуль и тому подобное.

New Application — создать новую программу (этот элемент также является и в перечне New …)

New Form — создать новую форму (этот элемент также является и в перечне

New …)

Open … — Открыть существующий проект, модуль и др.

Save — Сохранить изменения в текущем проекте или модули. Если к этому времени проект или модуль не сохранялся на диск, то автоматически Delphi присвоит ему имя Project1 или Unit1 соответственно.

Save As … — Сохранить проект ты модуль под другим именем на диск. Save Project As … — Сохранить проект под другим именем

Save All — сохранить все изменения в модулях и проектах на диск Close — Закрыть текущее окно проекта или модуля

Close All — закрыть все окна с элементами проекта Exit — выход из программы

 

1.2.3.Главное окно.

 

 

 

Главное окно осуществляет основные функции управления проектом создаваемой программы. Оно всегда присутствует на экране и занимает его верхнюю часть. Не пытайтесь его развернуть на весь экран: даже в распахнутое состоянии его размеры и положение почти не отличаются от обычных. Связано это с функциональностью главного окна: с одной стороны, оно несет в себе элементы, всегда должны быть под рукой у программиста, с другой — окно не должно отнимать у других окон Delphi значительного пространства экрана. Минимизация главного окна приводит к исчезновению с экрана других окон Delphi (эти окна появятся, как только будут восстановлены размеры главного окна), а его закрытие означает окончание работы программиста с системой программирования закрытия означает окончание работы программиста с системой программирования.

 

Рис. 2

 

Все элементы главного окна располагаются на специальных панелях, в левой части которых находятся кнопки управления, позволяющие за дрпомогою мыши перетаскивать панельки с размещенными на них элементами. Любую панельку (кроме главного меню) можно забрать из окна (сделать ее невидимой) или «пустить плавать» по экрану в отдельном окне. Для этого нужно лишь «взыскать» панельку с помощью мыши за пределы главного окна.

 

1.3.Пиктографические кнопки.

 

 

Пиктографические кнопки открывают быстрый доступ к наиболее

 

важных опций главного меню.по функциональному признаку они разделены

на семь групп:

 

1. группа Standard

 

2. группа View

 

3. группа Debug

 

4. группа Custome

 

5. группа Desktops

 

6. группа Internet.

1.4. палитра компонентов.

 

 

Палитра компонентов занимает правую часть главного окна и имеет закладки, обеспечивающие быстрый поиск нужного компонента. Под компонентом понимается некий функциональный элемент, содержащий определенные свойства и размещается программистом в окне формы. Компоненты представляют собой элементы, из которых конструируется видимое изображение, создаваемое работающей.

Рис. 3

Как и панель кнопок, палитра компонентов может налаживаться. для

этого используется специальный редактор, окно которого появляется на экране после щелчка правой кнопкой мыши на любой пиктограмме в палитре компонентов и выбора опции properties (Свойства) Object Pascal.

 

Стандартные компоненты вкладки Standart

 

Познакомимся с компонентами вкладки Standart Палитры компонентов.На первой странице Палитры компонентов размещены 14 объектов. Это стандартные для Windows элементы интерфейса: списки, кнопки, текстовые поля и т.п. Набор и порядок компонентов на каждой странице не является постоянным. Так, можно добавить к имеющимся компонентов кнопки, текстовые поля и т.п. Набор и порядок компонентов на каждой странице не является постоянным. Так, можно добавить к имеющимся компонентам новые, изменить их количество и порядок. На рис. 3 изображено внешний вид Палитры компонентов.

 

 

 

Далее приведем перечень основных компонентов вкладки Standart:

TMainMenu — позволяет поместить командное меню в программу.При размещении TMainMenu на форме это выглядит, как просто иконка.Компоненты данного типа называют «невизуальными компонентами», поскольку они невидимы во время выполнения программы.

TPopupMenu — позволяет создавать всплывающие меню.Этот тип меню появляется по нажатию правой кнопки мыши.

TLabel — служит для отображения текста на экране.

TEdit — стандартный управляющий элемент Windows для ввода информации.Он может быть использован для отображения короткого фрагмента текста позволяет вводить текст во время выполнения программы.

TMemo — стандартный управляющий элемент Windows для

введение больших фрагментов текста. TMemo может выполнять основные функции редактора.

TButton — позволяет выполнить любые действия при нажатии кнопки во время выполнения программы.

TCheckBox — отображает строку текста с маленьким окошком рядом.В окошке можно поставить флажок, что означает, что что-то избран.

TRadioButton — позволяет выбрать только одну опцию из нескольких.

TListBox — нужен для показа списка выпадает.

TComboBox — во многом напоминает ListBox, за исключением того, что позволяет вводить информацию в поле ввода.Есть несколько типов ComboBox, но наиболее популярен, что выпадает вниз (dropdown combo box).

TScrollbar — полоса прокрутки, появляется автоматически в объектах редактирования.

TGroupBox — используется для визуальных целей и для указания Windows, каков порядок перемещения по компонентам на форме (при нажатии клавиши TAB).

TPanel — управляющий элемент, похожий на TGroupBox, применяется в декоративных целях.Компонент TPanel, размещается на форму, а затем на

него располагаются другие компоненты. Теперь при перемещении TPanel эти компоненты передвигаются вместе с ним.TPanel можно использовать для создания линейки инструментов и окна статуса.

TScrollBox — представляет собой место на форме, которое можно «прокрутить» в вертикальном или в горизонтальном направлениях.Если в явном виде не выключить эту возможность, форма сама по себе так и действует. Однако, может понадобится «прокрутить» только часть формы, в таких случаях используется TScrollBox.

 

 

 

.

1.5. окно формы.

 

 

Окно формы в Delphi можно трактовать как своеобразный строительную площадку, на котором в соответствии с планом располагают компоненты будущей программы.

 

Форма — это окно Windows, построенное одним из допустимых стилей. Сверху над окном есть полоса с названием и стандартными кнопками управления окном. Остальное пространство окна формы является рабочей участком, признаков среды. Сетка предназначена для выравнивания компонент во время их размещения на плоскости формы.Наряду с созданием нового проекта автоматически создается новая форма, которая будет появляться при выполнении готовой программы. Такую форму называют главной формой проекта. Если же проект требует нескольких форм, то новую стандартную форму можно добавить команду File ® New Form, а шаблон формы выбрать в диалоговом окне командой File ® New ® Forms.Шаблон содержит готовый набор элементов управления для типичных случаев разработки проектов. Delphi позволяет создавать собственные шаблоны и сохранять их вместе со стандартными. Рассмотрим основные этапы работы с компонентами в рабочей области окна формы. Активна в конкретный момент компонента (та, что имеет фокус) выделена контурной рамкой из маленьких черных квадратиков по периметру. Фокус между компонентами перемещают мышкой или клавишей Tab.

 

Несколько компонентов, расположенных на форме, можно объединить в группу. Для этого надо нажать на ЛКМ и передвинуть ее так, чтобы участок, ограниченный штриховой линией, тянется за мышкой, захватила нужные компоненты. После отпускания клавиши мышки все объединены в группу компоненты будут выделены контурной рамки каждый, однако серого цвета, сама рамка зафиксирована только по углам каждого компонента. Чтобы отменить объединение компонента, достаточно щелкнуть мышкой в любом свободном от

компоненту месте рабочего участка окна форм. Для извлечения компоненты из формы нужно перевести на нее фокус и нажать на клавишу Del или выбрать из главного меню команду Edit ® Delete.Нужно удалить все сразу компоненты, объединенные предварительно в группе. Изъятое компонентную или группу восстанавливают командой Edit ® Undelete.

 

В рамках рабочего участка окна передвижения компонента удобнее мышкой на левую клавишу. Для точного расположения компонента в окне используют комбинацию клавиш управления курсором и клавиши Ctrl. Изменить расположение компоненты можно путем задания соответствующих координат его левого верхнего угла в инспекторе объектов (свойства Left, Top).

 

Размер компонента удобнее менять также мышкой. Для этого сначала компонента делают активнее. Далее передвигают мышкой на один из маркерных черных квадратов, расположенных по периметру. Курсор приобретает вид двунаправленной стрелки. Зафиксировав ЛКМ, передвигают мышкой в ​​нужном направлении и отпускают кнопку. Точную изменение размеров выполняют комбинацией клавиш управления курсором и клавиши Shift. Кроме того, размеры можно определить соответствующими свойствами (Height, Width) в инспекторе объектов. Размеры и расположение всех компонентов в окне можно одновременно и пропорционально изменить. Для этого используют команду главного меню Edit

® Scale, отметив изменение масштаба в процентах.

 

Если в окне формы уже расположены несколько компонентов, то их можно выравнивать как по другой. Для этого применяют команду главного меню Edit® Align или палитру выравнивания, которую вызывают командой View ® Alignment Palette. Эта палитра является отдельным окном, которое можно расположить на экране в удобном месте на длительное время. Выравнивание выполняют для отдельных компонентов, а также для групп. Компоненты в группе выравниваются относительно того компонента, которая попала в группу первой. Над компонентами и их группами можно выполнять операции вырезания, копирования в буфет обмена,

вставка из буфета обмена. Однако копирования и вырезания возможно лишь для таких групп компонента, которые имеют общего «родственника» (форму или компоненту- контейнер).

 

Рис. 4

1.6. окно дерева обьекты.

 

 

Это окно предназначено для визуального отображения связей между отдельными компонентами, расположенными на активной форме или в активном модуле данных. Щелчок по любому Компонет в этом окне активизирует компонент в окне формы и отражает свойства этого компонента в окне Инспектора объектов. Двойной щелчок приводит к срабатыванию механизма Code Insight, что вставляет в окно кода заготовку для обработчика события OnClick. Наконец, компонент можно «перетащить» в окне и таким образом поменять его владельца (свойство parent).

 

 

 

рис.5

1.7. окно инспектора обьекты.

 

 

Инспектор объектов является инструментом среды разработки Delphi, который позволяет полностью определить вид и поведение компонента, расположенных на формах проекта, а также самой формы. С его помощью можно задавать нужные значения свойств компонента (объектов), а также реакцией на стандартные события. Инспектор объектов расположен в отдельном окне, которое создается автоматически при загрузке Delphi.

 

Окно инспектора объектов имеет список компонентов текущей формы, а также две страницы: свойств Properties и событий Events.

 

рис.6

 

 

 

Данные появляются на страницах инспектора объектов только при наличии открытого файла с текстом хотя бы одного модуля в редакторе кода.

 

В верхней части инспектора размещен список компонентов в алфавитном порядке, которые расположены на активной форме, включая саму форму. Увидеть список можно, нажав на кнопку списка компонентов. Если выбрать какой-либо компонент из списка мышкой, то компонент становится активным, а обе страницы инспектора объектов заполнятся значениями ее опубликованных свойств и именами процедур обработки событий, в окне формы в соответствии компонент будет выделена контурной рамкой. Если в списке нет имени, то это означает, что страницы инспектора объектов содержат свойства и методы обработки событий группы объединенных компонентов. Видимо имя активного компонента построено из двух частей: собственно имени компонента и имени типа (класса), к которому она принадлежит.

 

Страница свойств состоит из двух столбцов: левый с названиями имен свойств компонента, а правый с их значениями. Для текущей свойства в правом столбце становится активным поле редактора, вид которого зависит от конкретного свойства. Если поле редактора не содержит никаких пометок, то это свойство, значение которой надо ввести с клавиатуры. Если же поле имеет кнопку значений перечисленного типа (со стрелкой вниз), то значение можно выбрать из списка допустимых заранее определенных значений. Увидеть список можно, если нажать на эту кнопку. Некоторые свойства (например, Font или Icon) для выбора значений имеют диалоговое окно. В поле редактора свойств в этом случае видно кнопку с тремя точками. После нажатия на нее появится диалоговое окно, в котором надо задать по очереди несколько разных значений, касается той свойства, а затем его закрыть.

 

Страница событий также два столбца. Левый — с именами стандартных событий, на которые может реагировать компонента, а правый — с именами процедур (методов) обработки событий, которые реализуют реакцию компонента. Стандартные события возникают при создании и уничтожении компонента, изменения ее видимости, нажатие на клавиши клавиатуры, мыши или тому подобное. Многие компоненты могут реагировать на специфические, характерные только для этих событий.  каждой

 

стандартной события соответствует фиксированное имя метода (процедуры) обработки. Изначально прав столбец является пустой, то есть компонента не реагирует ни на какие действия. Для определения реакции компонента на событие нужно перевисты курсор на поле редактора события в правом столбце и дважды щелкнуть ЛКМ. После этого в столбце имен появится имя метода обработки, а к окну соответствующего модуля в редакторе кода автоматически добавится базовый (начальный) текст этой программы, и курсор расположится на месте будущего первого оператора. Соответствующие заголовки методов так же добавляют к описанию класса формы, на которой расположена компоненты. Исходный текст программы не дает никакого оператора, следовательно, фактической реакции компонента на воздействие не будет до тех пор, пока не будут записаны в тексте нужны операторы. Допустимых имен методов обработки тех же событий может быть и несколько, тогда нужно имя можно выбрать из списка, который открывают с помощью кнопки. Методам обработки событий можно давать и собственные имена, однако без должного опыта этого делать не стоит. Если несколько различных компонентов могут реагировать на одноимунну событие, то можно задать для всех них подобную реакцию созданием только одного метода обработки. Это особенно актуально, если компоненты однотипные, например, группа кнопок или группа отметок. Для этого такие компоненты надо сначала объединить в группу (см.выше). В списке компонентов в верхней части окна после этого не будет ни одного имени. Теперь определение реакции событие будет касаться сразу всех компонентов группы.

1.8. окно кода.

 

 

Редактор кода расположен в отдельном окне, которое можно закрыть и открывать независимо от главного и других окон. В этом окне отражают и редактируют тексты программ. Справа и снизу от теста есть стандартные полосы просмотра. Сверху над текстом изображены закладки для обозначения файлов. Каждая закладка содержит имя соответствующего модуля. Для переключения окна на нужный модуль достаточно щелкнуть мышкой на его закладке.

 

В нижней части окна есть строка состояния. Он содержит информацию о месте курсора на текущей странице (первое поле слева), второе поле отражает, был смещен текст в этом окне с момента последнего запоминания, третье поле сообщает о режиме набора символов на клавиатуре: Insert — вставка, Overwrite — изменение , Real Only — текст нельзя менять. Переключение между режимами Insert и Overwrite выполняют клавышею Ins.Кроме того, строка состояния предназначен для вывода сообщений компилятора об ошибках в программе, а также для ввода текста выполнения команды Search ® Incremental Search.Полосу слева от текста используют для разделения строк, на которых будут расположены места остановки программы.  Для этого достаточно щелкнуть мышкой на полосе напротив нужной строки. Повторный щелчок мышкой меняет место остановки.

 

Редактор кода может работать совместно с отладчик Delphi. Налаживание позволяет трассировать программу непосредственно в окне редактора и отражать в нем всю текущую информацию. Он выполняет значительную часть работы программиста. В частности, во время переноса в окно формы новых компонентов в класс формы автоматически добавляет соответствующие поля, а в проекте — соответствующие модули.

Заметим, что редактор кода можно использовать для редактирования любых текстовых файлов, например, файлов входных данных программы, а также файлов, не связанных с этой программой.

 

Рис. 7

1.9. структура проекта.

 

 

Среда Delphi включает в себя полный набор визуальных инструментов для быстрой разработки программ (RAD — rapid application development), поддерживающей разработку пользовательского интерфейса и подключение к корпоративным базам данных. VCL — библиотека визуальных компонентов, содержит стандартные объекты построения пользовательского интерфейса, графические объекты, диалоги, объекты мультимедиа, объекты управления базами данных, объекты управления файлами и тому подобное.

 

Саму разработку программы можно разделить на две части: визуальную и алгоритмический. В Delphi визуальная часть просто «лепится», как скульптор из кусков глины лепит фигуру. Центром «лепки», полотном, где будут разворачиваться все события программы является форма (Form), а уже в форме «лепим» компоненты, которые доступны в Delphi. Самая программа состоит из одной формы, сложные — с 2 и более.

 

В Delphi разрабатывается проект программы. При этом автоматически создается несколько файлов:

 

project1.dpr — delphi project — само ядро программы — текстовый файл где описана главная программа, вызывающая все компоненты.

 

unit1.pas — текстовый файл, где описан алгоритм всех событий, которые будут происходить с элементами (компонентами) формы.Эта часть в Delphi носит название модуль (unit).

 

unit1.dfm — файл описания расположения компонентов на холсте форме.

Таким образом, при написании программы, алгоритмическая часть работа ведется с pas-файл. dpr файл руководствуется автоматически самим проектом при работе с компонентами интерфейса. Сначала будем считать, что каждой форме соответствует один модуль. Еще раз заметим, что в форме создается интерфейс, то есть «лепятся» компоненты, а в модуле описываются события, которые могут происходить с этими компонентами.

 

 

 

При запуске или создании нового проекта Delphi автоматически создает pas — файл формы с базовыми элементами, необходимыми для работы проекта.

 

unit Unit1; interface uses

Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs; type

TForm1 = class (TForm) private

{Private declarations} public

{Public declarations} end;

var

Form1: TForm1; Implementation

{$ R *.DFM}

 

end.

 

 

 

Слово Unit говорит о том, что это модуль.

 

Interface — блок программы, в котором определяются типы, переменные, константы, процедуры и функции, которые доступны другим модулям.

 

Uses — перечислены все внешние (в данном случае стандартные) модули, которые необходимы данному модулю в процессе работы.

 

Type TForm1 = class (TForm) — создана форма относится к классу Tform.Tform — абстрактный объект, в котором описаны все события и возможности управления всеми элементами формы. Он является наследником класса Tform, то есть, наследует его свойства и методы, добавляя к ним собственные.

РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ ВИЗУАЛЬНОГО ПРГРАМУВАННЯ.ОБЕДНАННЯ ЭЛЕМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ.

2.1. Основные концепции визуального программирования в Delphi.

 

 

Программирование в Delphi строится на взаимодействии двух процессов: процесса конструирования визуального проявления программы (т.е. ее Windows-окна) и процесса написания кода, додаеелементам этого окна и программе в целом необходимую функциональность. Для написания кода используется окно кода, для конструирования программы — другие окна Delphi, прежде всего — окно формы. Между содержанием окон формы и кода существует неразрывная связь, строго отслеживается Delphi. Это означает, что размещение на форме компонента приводит к автоматическому изменению кода программы и наоборот — удаление тех или иных автоматически вставленных фрагментов кода может привести к удалению соответствующих компонентов. Помня об этом, программисты сначала конструируют форму, розмищуючина ней очередной компонент, а уже только после этого переходят, если это необходимо, к написанию фрагмента кода, обеспечивает необходимое поведение компонента в работающей программе. Каждый раз, когда Вы создаете новую форму, створюетьсямодуль. В программе может быть и, чаще всего бывает, не одна, а несколько — иногда несколько десятков форм и связанных с ними модулей. В первом приближении модулем можно считать самостоятельный раздел программы, в то подобный главы в книге. При компиляции программы Delphi создает файлы с расширениями pas, dfm и dcu для каждого модуля. Файл с расширением pas содержит копию текста в окне кода программы, в файле с расширением dfm сохраняется описание содержания окна формы, а в dcu-файле — результат преобразования в машинные инструкции текста с обоих файлов. Файлы dcu создаются компилятором и дают необходимую базу для работы компоновщика, что превратит их в единый файл, загружаемый с расширением ехе.

2.2. свойства компонентов.

 

 

Каждый компонент, который вы размещаете на форме, имеет свое отражение в окне Инспектора объектов (Object Inspector). Инспектор объектов имеет две «страницы» — «Properties» (Свойства) и «Events» (События). Создание программы в Delphi сводится к «размещение» компонент на форму (которая также является компонентом) и настройки взаимодействия между ними путем:

 

• замены значения свойств этих компонент,

 

• написания адекватных реакций на события.

 

Свойство является важным атрибутом компонента. Для пользователя (программиста) свойство выглядит как простое поле какой-либо структуры, содержащей некоторое значение. Однако, в отличие от «просто» поля, любая замена значение некоторого свойства любого компонента сразу приводит к изменению визуального. Представление этого компонента, поскольку свойство инкапсулирует в себе методы (действия, процедуры, функции), связанные с чтением и записью этого поля. Свойства служат двумя главным целям. Во-первых, они определяют внешний вид формы или компонента. А во-вторых, свойства определяют поведение формы или компонента.Существует несколько типов свойств, в зависимости от их «природы», то есть внутренней конструкции.

 

Простые свойства — это те, значения которых являются числами или строками.Например, свойства Left и Top принимают целые значения, определяющие положение левого верхнего угла компонента или формы.Свойства Caption и Name представляют собой строки и определяют заголовок и имя компонента или формы.

Перераховни (рус.Перечислимые) свойства — это те, которые могут принимать значения из впереди определенного списка.Самый простой пример — это свойство типа Boolean, которая может принимать значения True или False.

 

Вложенные свойства — это те, которые поддерживают вложенные значения (или объекты).Инспектор объектов изображает знак «+» слева названия таких свойств. Есть два вида таких свойств: множества значений и комбинированные значения.Инспектор объектов изображает множества в квадратных скобках. Если множество пустая, то это отражается как []. Установки для вложенных свойств вида «множество» обычно имеют значение типа. Наиболее распространенным примером такого свойства является свойство Style с вложенной множеством значений.Комбинированные значения отображаются в Инспекторе объектов как коллекция некоторых величин, каждый со своим типом данных. Некоторые свойства, например, Font, для изменения своих значений имеют возможность вызвать диалоговое окно.Для этого достаточно нажать маленькую кнопку с тремя точками в правой части строки Инспектора объектов, показывает данную свойство.

 

Среда Delphi позволяет легко манипулировать свойствами компонент как в режиме проектирования (design time), так и в режиме выполнения программы (run time).

 

2.3.Управление свойствами визуальных компонентов в режиме проектирования.

В режиме проектирования манипулирования свойствами выполняется с помощью Дизайнера форм (Forms Designer) или на странице «Properties» Инспектора объектов. Например, для того чтобы изменить свойство Height (Высота) и Width (Ширина) кнопки, достаточно «заципиты» мышкой за любой ее угол и раздвинуть до нужного представления.Этого же результата можно достичь, если присвоить новые значения свойствам Height и Width в окне Инспектора объектов.С другой стороны, в режиме выполнения пользователь (программист) имеет возможность не только манипулировать всеми свойствами, которые отображаются в Инспекторе объектов, но и управлять более широким их списком.

 

 

2.4. Управление свойствами визуальных компонентов в режиме выполнения программы.

Все замены значений свойств компонентов в режиме выполнения должны выполняться путем прямой записи кода на языке Pascal. В режиме выполнения невозможно использовать Инспектор объектов. Однако, доступ к свойствам компонентов можно получить программным путем. Для изменения какой-то свойства необходимо написать программный код, например NameComponent.Width = 35; Вышепоказанное строку устанавливает ширину (Width) компонента NameComponent в значение 35.В момент выполнения данной строки программы, компонент визуально изменит свою ширину. Таким образом, Инспектор объектов является удобным способом выполнения в режиме

 

проектирования того, что может быть осуществлено программным путем в режиме выполнения. Более того, как уже было сказано выше, в компонента могут быть свойства, не отображаются в окне Инспектора объектов.

 

Объектно-ориентированный язык Object Pascal, который лежит в основе Delphi, как базовый имеет принцип соответствия визуальных компонент тем вещам, которые они представляют. Разработчики Delphi поставили перед собой цель, чтобы, например, представление компонента Button (Кнопка), что инкапсулирует некоторый код, соответствовало визуальном изображению кнопки на экране и являлось близким эквивалентом реальной кнопки, которую можно найти на клавиатуре.А именно из этого принципа родилось понятие «свойство». Если изменить свойство Width и Height компонента Button, кнопка соответствующим образом изменит свои ширину и высоту.Нет необходимости после изменения свойства Width указывать объекта, чтобы он перерисовывал себя, хотя при обычном программировании именно из так и надо делать.Свойства — это более чем просто данные. Свойства делают иллюзию, будто разработчик имеет дело с реальными объектами, а не с их программным изображением.

2.5. моделирование формы.

 

 

1. Изменение заголовке окна формы. По умолчанию заголовок формы (свойство Caption) совпадает с именем формы (свойство Name), например Form1.Чтобы изменить заголовок, нужно обратиться к окну Инспектора Объектов, вкладка Properties, свойство Caption, где изменить заголовок Form1 на «Кулинарные рецепты».После чего запустить на выполнение программу клавишей

<F9>.Итак, Инспектор объектов позволяет очень просто менять свойства формы, а так же других объектов, расположенных на форме.

 

2. Изменение размеров и положения компонентов на форме.Выделите кликом мыши текстовую метку Label.Компонент Label, как и все компоненты имеют такие свойства Left (положение левого верхнего угла компонента — слева) Top (положение левого верхнего угла компонента — сверху) Width (размер компонента — ширина) Height (размер компонента — высота).Изменить размеры и положение компонентов размещенных на Форме можно с помощью мыши и в окне Инспектора объектов, задав значение для соответствующих свойств.

 

3. Изменение свойств компонента Label. Измените текст метки с помощью свойства Caption.Измените цвет и начертание текста метки с помощью свойства Font Инспектора объектов, для этого нажав на кнопку у свойства Font, откройте окно диалога настройки шрифта.Выберите атрибуты текста желанию.

 

4. Выделение объектов на форме. Для выделения нескольких объектов одновременно нажмите клавишу <Shift> и щелкните на первом и затем на втором объекте.Теперь оба объекта имеют по краям маленькие квадратики, показывающие, что объекты выбраны. Выбрав два или более объектов одновременно, Вы можете выполнить операции над ними. Например, передвигать на форме.

5. Изменение цвета формы. Для этого используется свойство Color объекта TForm.Есть три способа изменить его значение в Инспекторе объектов. Первый — просто напечатать имя цвета (clRed) или номер цвета.Второй путь — нажать на маленькую стрелку справа и выбрать цвет из списка. Третий путь — дважды щелкнуть на поле ввода свойства Color.При этом появится диалог выбора цвета.

 

6. Наполнение списка ListBox.Для этого дважды щелкните на свойство Items объекта ListBox.Появится окно диалога, в котором вводят строки, которые будут отображены в списке ListBox.Напечатайте несколько слов, по одному в каждой строке и нажмите OK. Текст отобразится в списке LиstВох.

 

7. Изменение текста на кнопке. Выделите кнопку TButton.Текст, Вы видите на поверхности кнопки — это содержание свойства Caption. Измените значение свойства Caption на «кнопка» — изменился текст на кнопке.

 

8. Изменение имени компонентов. Свойство Name служит для внутренних ссылок и використовуваеться при написании кода программы.Измените значение свойства Name кнопки на «Terminate» — это имя экземпляра класса TButton.Откройте окно Редактора кода и исследуйте раздел описания класса формы. В этом фрагменте кнопка TButton называется Terminate из-за того, что такое значение имеет свойство Name. Объекты TMemo, TListBox, TLabel имеют имена, присваиваемые по умолчанию.

РАЗДЕЛ III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

 

1.1.              описание практической части.

 

 

Практическая часть моей дипломной работы заключалась в создании программы «Кулинарные рецепты». Предварительно мной был изучен и подготовлен по данной теме материал. Мною были подобраны картинки блюд, переведены через конвертер в картинки с роширенням .bmp. Итак, ход выполнения практического задания следующий:

1. запустила программу Delphi.

 

2. Реализовала неведену задачу в среде программы Delphi.

 

3. На форму винисимо ListBox1, ComboBox1, Image1, Label1, Label2, Label3, ColorBox1, Image2.Программа должна предоставить посетители возможность выбора блюд из меню: салата, первого блюда, второго блюда, десерта и напитков. При выборе блюда имеет появиться ее изображения (помним, шо все изображения должны быть в формате bmp).

4. Для реалицации создала следующие процедуры:

 

procedure TForm1.ColorBox1Change (Sender: TObject); begin

Form1.Color = ColorBox1.Selected; end;

procedure TForm1.ListBox1Click (Sender: TObject); begin

case ListBox1.ItemIndex of

0: Image1.Picture. LoadFromFile ( ‘f: \ 1 \ PS \ 1.bmp’); 1: Image1.Picture. LoadFromFile ( ‘f: \ 1 \ PS \ 2.bmp’); 2: Image1.Picture. LoadFromFile ( ‘f: \ 1 \ PS \ 3.bmp’); 3: Image1.Picture. LoadFromFile ( ‘f: \ 1 \ PS \ 4.bmp’); 4: Image1.Picture. LoadFromFile ( ‘f: \ 1 \ PS \ 5.bmp’); 5: Image1.Picture. LoadFromFile ( ‘f: \ 1 \ PS \ 6.bmp’); end; end;

procedure TForm1.ListBox2Click (Sender: TObject); begin

case ListBox2.ItemIndex of

0: Image1.Picture. LoadFromFile ( ‘f: \ 1 \ DS \ 11.bmp’); 1: Image1.Picture. LoadFromFile ( ‘f: \ 1 \ DS \ 22.bmp’); 2: Image1.Picture. LoadFromFile ( ‘f: \ 1 \ DS \ 33.bmp’); 3: Image1.Picture. LoadFromFile ( ‘f: \ 1 \ DS \ 44.bmp’); 4: Image1.Picture. LoadFromFile ( ‘f: \ 1 \ DS \ 55.bmp’); 5: Image1.Picture. LoadFromFile ( ‘f: \ 1 \ DS \ 66.bmp’); end; end;

procedure TForm1.ListBox3Click (Sender: TObject); begin

case ListBox1.ItemIndex of

0: Image1.Picture. LoadFromFile ( ‘f: \ 1 \ SL \ 1.bmp’); 1: Image1.Picture. LoadFromFile ( ‘f: \ 1 \ SL \ 2.bmp’); 2: Image1.Picture. LoadFromFile ( ‘f: \ 1 \ SL \ 3.bmp’); 3: Image1.Picture. LoadFromFile ( ‘f: \ 1 \ SL \ 4.bmp’); 4: Image1.Picture. LoadFromFile ( ‘f: \ 1 \ SL \ 5.bmp’); 5: Image1.Picture. LoadFromFile ( ‘f: \ 1 \ SL \ 6.bmp’); end; end;

procedure TForm1.ListBox4Click (Sender: TObject); begin

case ListBox1.ItemIndex of

0: Image1.Picture. LoadFromFile ( ‘f: \ 1 \ DSR \ 1.bmp’); 1: Image1.Picture. LoadFromFile ( ‘f: \ 1 \ DSR \ 2.bmp’); 2: Image1.Picture. LoadFromFile ( ‘f: \ 1 \ DSR \ 3.bmp’); 3: Image1.Picture. LoadFromFile ( ‘f: \ 1 \ DSR \ 4.bmp’); 4: Image1.Picture. LoadFromFile ( ‘f: \ 1 \ DSR \ 5.bmp’); 5: Image1.Picture. LoadFromFile ( ‘f: \ 1 \ DSR \ 6.bmp’); end; end;

procedure TForm1.ListBox5Click (Sender: TObject); begin

case ListBox1.ItemIndex of

0: Image1.Picture. LoadFromFile ( ‘f: \ 1 \ NP \ 1.bmp’); 1: Image1.Picture. LoadFromFile ( ‘f: \ 1 \ NP \ 2.bmp’); 2: Image1.Picture. LoadFromFile ( ‘f: \ 1 \ NP \ 3.bmp’); 3: Image1.Picture. LoadFromFile ( ‘f: \ 1 \ NP \ 4.bmp’); 4: Image1.Picture. LoadFromFile ( ‘f: \ 1 \ NP \ 5.bmp’); 5: Image1.Picture. LoadFromFile ( ‘f: \ 1 \ NP \ 6.bmp’); end; end; end.

 

5. Создала полное меню из салата, первого блюда, второго блюда, десерта и напитков, с выбором не менее 5 блюд в каждой категории.

 

 

 

5.  Рабочая форма программы будет выглядеть:

 

 

ВЫВОДЫ

 

 

Язык программирования Delphi очень широко используется и имеет очень большое количество разработанных элементов и средств, значительно облегчают разработку приложений. В Delphi, используется много передовых идей и концепций, заложенных в графическом интерфейсе Windows. В среде программирования Delphi есть все необходимые инструменты для того, чтобы создавать полноценные программы. Писать, компилировать и тестировать программу — все это можно делать, не выходя из Delphi. Благодаря возможности встраивания в программу ассемблерных вставок, программист получает возможность создавать программы с интерфейсом Windows и очень высоким быстродействием, характерной для низкоуровневых языков программирования. Также Delphi имеет пользовательский графический интерфейс, подобный VisualBasic и С ++. Весь исходный текст программы на Delphi пишется языком Object Pascal (объектный Паскаль), практически ничем не отличается от принципов, заложенных в Turbo Pascal. Синтаксис, принцип модульности, процедуры, функции все взят за основу.

 

Итак, суть визуального программирования состоит в конструировании развязку поставленной задачи методом вставки компонентов (визуальных заготовок) в форму, предоставлении значений их свойствам и в применении или создании методов, необходимых для решения задачи.

 

Так что в данной работе я рассмотрела основные концепции визуального программирования языка Delphi, и как осуществляется объединение элементов управления.

Список литературы и литературы

 

 

1. Морзе Н.В. Информатика: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учеб. закл .: уровень стандарта / Н.В.Морзе, В.П. Вембер, О.Г.Кузьминська — М .: Школьник, 2010 — 304с.

2. http://office.microsoft.com/uk-ua/

 

 

3. http://www.liveinternet.ru/users/hecate_in_ua/post191865103/

 

4. http://kinotorba.narod.ru/progvideoredaktory1.html

 

5. http://www.vuho.com.ua/content/newsitem/id/93/page/1

[Всего голосов: 3    Средний: 5/5]